Типология страхов

При этом все богатство человеческих переживаний можно разделить на две противоположные группы. Одна из них содержит положительные эмоции, толкающие нас к объекту восприятия. В этом случае мы стремимся к тому, что нравится. Вторая группа эмоций направлена на защиту организма от пагубных воздействий внешней среды, помогает нам избегать всего неприятного или вредного. Важнейшей эмоцией этой группы является страх. Вся история человечества состоит из попыток преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх. Страх существует независимо от культуры и уровня развития народа или его отдельных представителей; единственное, что изменяется, - это объекты страха.

Определение и классификация страхов

Разберем возможные подходы к классификации эмоций на примере страха. Разобьем все страхи на три группы: К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человека, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Исходя из этого принципа страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений — ко второй, а страх смерти — к третьей.

Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней.

Знакомит с понятием страха, видами, причинами страхов, определить, страхи условно можно разделить на: природные социальные.

Одни социофобы панически боятся всего нового: Часто люди боятся не только живого общения, но избегают телефонных разговоров и страшатся виртуальных контактов в социальных сетях. Третья категория больных уверена, что они всегда являются основным объектом внимания на публике. Они уверены, что окружающие на них пристально смотрят, показывают пальцами, наблюдают за их поведениями, критикуют и высмеивают их действия.

Такие личности не уверены в своих действиях, им кажется, что они обязательно сделают что-то не так. Подавляющее большинство четвертой группы — женщины с крайне низкой самооценкой, которыми владеет страх расстаться с партнером и прожить жизнь в одиночестве.

Нравится Интерес к пониманию объективных закономерностей развития детей в подростковом возрасте растет. Это выражается, в частности, и в значительном увеличении количества разнообразных исследований этого периода развития. За последние десятилетия накоплен довольно значительный материал по вопросам психического развития подростков [1]. Подростковый возраст — важнейший период в формировании индивидуального мировоззрения, построения системы отношений с окружающими, интересов, увлечений и взглядов на собственную жизнь.

Ключевые слова: виды страха, классификация страхов, формирование страхов, уровень тревож- ности . три группы: природные, социальные и вну -.

Человек может оцепенеть или начать буйствовать, потерять дар речи или стать необычайно говорливым, проявить недюжинную силу или почувствовать необычайную слабость. При этом в каждой конкретной ситуации у него может быть несколько вариантов поведения, которые определяются его типом высшей нервной деятельности, выработанными рефлексами и жизненными установками [16].

В процессе теоретического анализа исследуемой проблемы нами конкретизировано научное представление о содержании понятия страха как психического состояния и свойства личности. Страх является одновременно психическим состоянием и свойством личности, характеризующим её отношение к складывающимся в обществе стрессогенным воздействиям, которые, в одних случаях мобилизуют человека на активные действия и развитие, в других случаях, парализуют, вызывая тревожность высокой интенсивности.

Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его тревожной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуационно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются между собой в зависимости от опыта межличностных отношений [9]. Захаров, развивая идеи З. Фрейда, выделяет реальный и воображаемый, острый и хронический страхи. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический - особенностями личности. Каплан, предлагают делить страхи на конструктивные - представляющие естественный защитный механизм, который помогает лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические страхи, являющиеся неадекватным ответом на определенный стимул по интенсивности или длительности, и часто приводящие к психопатологиям [5].

Мамонтов, разграничивает все имеющиеся страхи на пять групп:

Основные классификации страхов

Экстракция актиноидов растворами нейтральных экстрагентов в сверхкритических и сжиженных фреонах Радиевый институт им. Хлопина, Санкт-Петербург, Россия Поступила в редакциюЧасть 4 Следует также указать еще на одну форму общественных страхов - социальные тревоги и тревожности. Тревога отличается от напряжения, настороженности или ужаса как по количественным, так и качественным критериям. Можно полагать, что тревога - это исторически первичный модус страха.

социальных и экзистенциальных страхов, их взаимосвязь с другими достоинство развивается в процессе преодоления трех видов страха: природного, контексте нашего исследования мы придерживаемся классификации.

Страх — эффективное эмоционально заострённое отражение в сознании человека конкретной угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Существует множество определений страха. Каждый ученый — исследователь трактует данное явление по-своему.

ДЕТАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ОТДЕЛЬНОЙ ЭМОЦИИ (НА ПРИМЕРЕ страха)

Для того чтобы скачать эту работу. Пожалуйста введите слова с картинки: И нажмите на эту кнопку. В структуре страхов автор выделяет семь основных подгрупп: Щербатых делит все страхи на три группы: Природные страхи непосредственно связаны с угрозой жизни человека.

Классификации страхов в отьче стш иной и заруы жнои психолоти. .. страхов: социальных, экзистенциальных, природных, страхов за свое здоровье.

Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально-личностных проявлений у детей младшего школьного возраста, на которые указывают многочисленные авторы А. Шалимова и многие др. В исследованиях, посвященных психологии эмоций Л. Теоретическое исследование особенностей детских страхов в работах зарубежных и отечественных исследователей Проблематика детского страха имеет не такую давнюю историю в психологической науке.

Представитель биогенетического направления С. Холл распространял биогенетический закон и на онтогенез страха. Он утверждал, что ребенок переживает в процессе своего развития страхи, которые испытали животные, а затем люди на различных этапах анторопогенеза. Он писал, что в детских страхах сохранились многочисленные следы первоначальной психоплазмы, из которой первобытный человек создавал многочисленные волшебные демонические существа.

Доказательством биогенетического детерминизма, с точки зрения С. Холла, являются многочисленные рационально необъяснимые детские страхи. Боязнь животных более чем другие виды страха, походит на исчезнувшие рефлексы и отголоски психических состояний первобытного человека, наличие которых у современного ребенка нельзя объяснить ни фактами его индивидуальной жизни, ни нынешними условиями его существования.

Эти формы страха интерпретируются автором как инстинктивный страх, то есть не имеющий опоры в индивидуальном опыте. Также источником страха у детей является тяжелый личный опыт и влияние социальной среды.

Классификация социофобий

Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно.

В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств.

Обусловленные страхи. Вызваны Это, в частности, биологически обусловленные страхи (те или иные животные, природные явления и т. д.). В этой же группе Рис. 1. Структурно-типологическая классификация страхов Рис. 2.

Но с пониманием социальных страхов как негативных проявлений психики, обязательных для коррекции и преодоления, уже никто не спорит. Социофобию характеризуют как тревожное состояние индивида, возникающее в связи с ситуацией общения, интенсивного взаимодействия со многими людьми или социальными группами. Подобная боязнь обычно возникает в период, когда ведущим видом деятельности является общение — у подростков и юношей приблизительно в период лет.

В случае негативного жизненного опыта формируется неадекватное восприятие себя, окружающих, социального взаимодействия во всех проявлениях. Особенно это характерно для обстоятельств, когда человек впервые сталкивается с ситуацией публичного выступления, общественного оценивания. Общими причинами возникновения социальных страхов являются такие: Длительное пребывание в состоянии стресса: Слабое развитие волевого компонента психики:

Особенности детских страхов

Возрастные особенности переживания страха. Факторы, влияющие на возникновение страха Глава 6. Методы коррекции страха Заключение Аннотация Тема курсовой работы:

В статье рассматриваются различные виды социальных страхов в подростковом Подростковые страхи бывают природные и социальные. Абакумова Т.В. Классификация основных видов страха современного общества.

Введение к работе Актуальность темы исследования. Кризисное сознание, мироощущение сопровождает человечество на всех этапах его исторического развития. Наиболее остро это мировосприятие проявляется в периоды резких социальных трансформаций, когда происходит переустройство социальной системы, переоценка и изменение жизненных ориентиров и ценностей людей. Трансформационные процессы в современном обществе привели к ряду негативных последствий, каждое из которых отразилось на функционировании социальных групп, повседневной жизни каждого человека.

Среди основных характеристик современности можно выделить масштабные внезапные перемены, происходящие в короткий промежуток времени, разрушение целостности основных социальных групп, утрату веры в устойчивые институционализированные образцы социального поведения, предсказуемость социальной жизни. Глобальные трансформационные процессы отражаются в сознании каждого члена общества, что выражается в утрате адаптационных механизмов, увеличении чувства бессилия, незащищенности, апатии, депрессии.

В кризисном обществе теряют свою значимость модели прогноза и предсказания. Кризис отражается в массовом сознании в форме тревоги и страха. Кризисное сознание сформировались в веке как устойчивая форма массового сознания а индустриальном и постиндустриальном обществах. Изменения источников опасности, угроз отразились на характере страха, на его все большую социальную детерминированность. Речь идет о социальных страхах как конгломерате разнообразных как по силе и источникам опасности, С одной стороны, массовые социальные страхи - это результат функционирования современного общества, с другой стороны, страхи возникают в процессе адаптации к изменениям среды, мобилизуют противодействие и преодоление опасностей и угроз существованию индивидов и групп.

Все вышеперечисленные процессы и явления имеют место и в современном российском обществе.

страхи современных подростков

Среди таких страхов, самые важные: Социальные страхи ро Риману: Биологические Биологические страхи- страхи природные, нужные нам для комфортного существования.

В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. По характеру – природные, социальные, ситуативные, личностные. 2.

Внутри каждой модальности существует своя классификация разновидностей той или иной эмоции. Разберем возможные подходы к классификации эмоций на примере страха. Разобьем все страхи на три группы: Классификация страхов К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человека, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей1.

Исходя из этого принципа страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений — ко второй, а страх смерти — к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней.

Исследование страха. Виды страхов. страхи мужчин и женщин.

Батофобия — страх глубины и т. Неофобия — боязнь любых перемен и т. Их тоже очень много можно перечислить отдельным списком. Боязнь причинить вред окружающим. Контрастные страхи, то есть боязнь как-то выделиться.

В многочисленных определениях страха можно выделить следующие Однако для человека как социального существа страх часто становится болью, огнем, водой, явлениями природы: грозой, молнией, затмением, ураганом.

Но наиболее полной можно считать классификацию страхов А. По характеру — природные, социальные, ситуативные, личностные. По степени реальности — реальные и воображаемые. По степени интенсивности — острые и хронические. Данные виды мы отразили в схеме приложение 1. Несмотря на то, что страх — это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологический уровни.

Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха [12, .

На патологический страх указывают его крайне драматические выражения ужас, эмоциональный шок, потрясение или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и не благоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности [там же].

В педагогической литературе рассматривается следующая классификация страхов. Страх условно делится на ситуативный и личностный [6, . Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

5 СТРАХОВ У ДЕТЕЙ